Стало привычным видеть на городских улицах автобусы, ведь они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Все знают недостатки и преимущества этого вида транспорта, научились эффективно использовать его, чтобы добраться до работы или на отдых, а порой и просто для путешествия. Сделаем небольшой экскурс в историю, и представим самые интересные факты об автобусах.

 

1

 Первый прототип

Первый прототип

Неутомимый английский изобретатель Ричард Тревитик удивил накануне Рождества 1801 года жителей городка Кэмборн. На улицах города он испытывал свою машину, ставшую одним из первых прототипов автобуса.

В салоне необычного изобретения могли разместиться 8 человек, а кочегар находился на специальной подножке, постоянно подбрасывая в качестве топлива уголь в топку парового котла.

 

2

 Наименование

Наименование

Новое механическое средство перевозки людей назвали «автобусом», соединив в нем два слова — автомобиль и омнибус.

Именно омнибус, возивший пассажиров, стал предшественником нового средства передвижения, который все чаще стал появляться на дорогах Европы и США.

 

3

 Из гадкого утенка в прекрасного лебедя

Из гадкого утенка в прекрасного лебедя

В 1829 на улицах появился автобус с удобным и расширенным салоном с 28 посадочными местами. Он меньше чадил, а по скорости обгонял все существующие на то время транспортные средства.

А в конце XIX века появились автобусы на электроходе, уже вполне напоминали современные прототипы.

 

4

 Первый в России

Первый в России

В 1901 году Московский завод «Дукс» выпустил из своих ворот первый российский электрический автобус.

В салоне было 10 посадочных мест, а разгонялся он на улицах Москвы до 20 км/час.

 

5

 Паровая тяга уходит в прошлое

Паровая тяга уходит в прошлое

Немецкая компания «Benz» в 1896 году представила миру первый автобус, на котором был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Работал он на бензине, а его скорость составляла 13 км/час. В России подобная модель была изготовлена в 1903 году на заводе «Фрезе». Он разгонялся до 16 км/час, и в салоне могло разместиться 10 человек. Один существенный недостаток — у петербургского автобуса не было крыши.

 

6

 Новый статус

Новый статус

Первый автобус по городскому маршруту запустили в Лондоне 12 апреля 1903 года. В Москве первый автобусный маршрут связал Тверскую заставу и Калачевскую площадь в 1924 году.

А вот в Архангельске городской транспорт начал курсировать в 1907 году, когда в город привезли немецкую машину «NAG». В этом же году начали курсировать пассажирские «моторы» в столице Российской империи.

 

7

 Символ Лондона

Символ Лондона

О лондонских автобусах ходят легенды, а первые красные двухэтажные красавцы выехали на улицы Лондона в 1959 году.

Есть легенда о мистическом Routemaster с номером 7, который внезапно появляется и исчезает в никуда на перекрестке Кембридж Гарденс и Сейнт-Маркс-роуд. Рассказ подогревается тем, что именно в этом месте английской столицы чаще всего фиксируются необычные аварии.

 

8

 Школьные автобусы

Школьные автобусы

Автобусы для детей отвечают высоким требованиям безопасности. Водители давно привыкли, что школьные автобусы окрашены в желтый цвет, проявляя максимум внимания при появлении подобного транспорта на дороге.

А вот в США придумали еще несколько деталей. При посадке школьников впереди автобуса выдвигается небольшой шлагбаум, не дающий детям обойти автобус спереди. К тому же со стороны дороги выдвигаются два знака «Стоп».

 

9

 Первый советский

Первый советский

Вышедший с конвейера в 1955 году ЗиС-127 стал первым междугородним автобусом, который сконструировали и выпустили в Советском Союзе.

Выпускали его с 1955 по 1961 год, и вместе с переименованием завода, он поменял название на ЗиЛ. Был оборудован удобными откидывающимися креслами, отоплением, системой освещения и даже часами с термометром.

 

10

 Международное признание советского автобуса

Международное признание советского автобуса

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5, сконструированный в 1968 году, был разделен на три отсека. В первом располагались места для 24 пассажиров, отдельная кабина водителя и место для гида-экскурсовода. Во втором были оборудованы бар, умывальник и гардероб. В третьем отсеке поместили багажное отделение.

На выставку во французской Ницце ПАЗ отправился своим ходом из Москвы через Киев, Будапешт, Вену, Венецию и Милан. На выставке был отмечен высшим призом правительства Франции — мраморной вазой с личной подписью Шарля де Голля и получил «Золотую Нику». Выпущен ПАЗ такой модели в одном экземпляре и в серию не запущен.

 

11

 Олимпийский

Олимпийский

К Олимпиаде 1980 года завод в Павлово выпустил специальный ПАЗ, раскрашенный в цвета олимпийского мишки. Салон был комфортным и отделан улучшенными материалами.

К тому же он был повышенной проходимости, и имел в отличие от сельских моделей две двери. Оргкомитет состязаний забраковал модель, и в городах пользовались обычными ПАЗ-672УМ.

 

12

 Легендарный «Луноход»

Легендарный «Луноход»

ЛИАЗ-677, прозванный в народе «Луноходом», стал самым массовым советским автобусом. За период с 1967 по 1994 год с конвейеров сошло 195 тыс. моделей.

До сих пор используется на маршрутах города Арзамас, а также в Амурске и Зеленогорске. На Украине они есть на маршрутах в городе Александрии, а в Казахстане — в городке Рудном. В 21 российском городе в разное время установлены памятники «Автобусу-труженику».

 

13

 В кино

В кино

Многие автобусы, выпускаемые на заводах СССР, задействовали для съемок кинофильмов. Так, в «Спортлото-82» главный герой выходит на стоянке автотуристов из базовой серийной модели ПАЗ-672.

Примечательно, что название художественного фильма совпадает с годом окончания производства этой модели. ПАЗики 672-ой модификации выпускали с 1967 по 1982 год.

 

14

 «Фердинанд»

«Фердинанд»

Легендарный автобус из телефильма «Место встречи изменить нельзя» был создан по заказу «Мосфильма» на базе ЗИС-8.

На момент съемок фильма в стране не осталось не одной модели ЗИС-8, но один из конструкторов завода «Амеркуз» нашел старые чертежи и план сборки легендарной советской машины. Так зрители увидели легендарный ЗИС-8, который сценаристы прозвали «Фердинанд».

 

15

 Легендарные «Икарусы»

Легендарные «Икарусы»

Самый вместительный городской, а также самый комфортабельный венгерский «Икарус» различных модификаций был одним из самых популярных в СССР.

За свою форму модель Ikarus 55 Lux получил в мире прозвище «Сигара», а водители иногда называли их «Пылесос». Выпускали машины с футуристическими формами с 1953 по 1972 годы, а в СССР их сняли с маршрутов в начале 80-х.

 

16

 Самый необычный

Самый необычный

Самым экстравагантным и неординарным признан «GM Futurliner», выпускаемый в 30-50 годы известной фирмой «General Motors».

Участвовали в автопробеге под названием «Парад Прогресса», а недавно стал и самым дорогим. Модель 1950 года выпуска продали на аукционе за $4 млн.

 

17

 Самый длинный

Самый длинный

Китай перенаселен, и для решения проблемы городского транспорта китайский конструкторы придумали и выпустили на маршруты самый длинный автобус.

Его длина превышает 37 метров, состоит он из 5 секций, а вместимость 380 пассажиров. Из-за таких габаритов модель, объединенная в своеобразный автопоезд, движется только по прямым улицам, а скорость не превышает 80 км/час.

В Европе длиннейшим считается «DAF Super City Train» длиной 32 метра. Одновременно в нем могут проехать 250 человек, из которых 140 проведут поездку стоя.

 

18

 Почтовые голуби

Почтовые голуби

Во время Первой мировой войны французы активно использовали автобусы для доставки почтовых голубей. Такие голуби доставляли донесения на линию фронта.

Уже в ходе Второй мировой войны двухэтажные автобусы для таких же целей использовали англичане. Особенно это было актуально в период Битвы за Британию.

 

19

 Крупнейший парк

Крупнейший парк

Автобусный парк в Сан-Паулу считается самым крупным в мире, так как в нем находится на обслуживании почти 30 тысяч машин.

 

20

 Самый протяженный маршрут

Самый протяженный маршрут

На Зеленом континенте между городами Брисбен и Перт действует самый протяженный междугородний автобусный маршрут в пределах одного государства. Если заглянуть в диспетчерский отчет, расстояние в 5 455 км австралийские водители преодолевают за 76 часов.

В России такой рекорд принадлежит рейсу из Санкт-Петербурга в Махачкалу, длина которого 2 585 км, а время, затраченное в пути, составляет чуть больше двух суток.

 

21

 Временное стало постоянным

Временное стало постоянным

В российской столице до 2002 года действовало удобное для пассажиров правило: если в черте города ремонтировалась троллейбусная линия или трамвайное полотно, по этим маршрутам жителей и гостей Москвы обслуживал временный автобус. Маршруту присваивался нулевой номер.

На Проспекте Мира в 1995 году начали ремонт, а со временем троллейбусную линию закрыли навсегда. На время запущенный колесный транспорт под №0 и сейчас курсирует по маршруту от Метро Белорусская к Рижскому вокзалу.

Кстати, о самых красивых вокзалах Европы на нашем сайте topcafe.su есть очень интересная статья.

 

22

 Передовые технологии

Передовые технологии

Современные автобусы оборудованы кондиционерами, комфортабельны и удобны не только для городских, но и для дальних поездок. Путешествовать этим видом транспорта удобно, так как автобусы оборудованы всем необходимым для комфортной поездки.

В них установлены GPS-навигаторы, а также используются другие системы, повышающие общую безопасность пассажиров и водителей. А есть автобус-дом, в котором есть кровать, ванная, кухня и даже гараж для автомобиля.

 

Подведём итог

Подведём итог

В заключение предоставленных фактов и фото, немного статистики. По количеству перевозимых за день пассажиров автобусы уступают в лидерстве только метро. В крупнейших городах мира число перевозимых автобусами и маршрутными такси пассажиров в день превышает 2 млн человек.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here