Самые мощные паровозы мира: описание + ФОТО

Техника

В качестве двигателя на паровозах используется паровая машина, и от её мощности зависит силовая тяга локомотива. Многие модели железнодорожного транспорта на паровой тяге намного обогнали своё время. Советские и зарубежные конструкторы использовали двух и четырёхцилиндровые паровые машины, увеличивали давление пара в котле, чтобы достичь максимальной мощности. Попробуем разобраться во всех технических тонкостях, и представим самые мощные паровозы мира.

1

Класс 4000 «Big Boy». США

Big Boy cc0

Это естественно, что один из самых больших и быстрых паровозов, выделялся среди собратьев своей мощностью. Классический дуплекс с колёсной формулой 8-4-8-4 достигали в длину 40,5 м.

Передние ведущие колёсные пары позволяли свободно преодолевать кривые под 20о. Мощные «Здоровяки» легко достигали скорости 130 км/час, и могли транспортировать составы весом 3 500 тонн.

Их выпускали в два этапа. Первые 20 машин вышли на линии в 1941 году, а в 1944 с конвейера вышло ещё 5 «Big Boy». Сняли с эксплуатации их в начале 60-х годов ХХ века.

2

DM&IR Engine 221. США

DM&IR Engine 221. США

Самый мощный паровоз в мире ещё называли «Yellowstone Type Locomotives», а использовали их для транспортировки угля на железной дороге Missabe and Iron Range Railway.

В конце 30-х годов значительно увеличили их мощность, а также удлинили колёсную раму, сделав её 2-8-8-4. Эти гиганты могли таскать 115-вагонные составы с общей массой 8 750 тонн.

Специалисты отмечают, что DM&IR — лучшие паровозы, когда-либо работающие на обслуживании железнодорожных линий Западного побережья США.

3

H-8 Allegheny. США

Самые мощные паровозы: H 8 Allegheny

Американская компания «Lima» в 1941 году стала выпускать более мощные, чем у «Здоровяков», паровые машины. Из-за этого пришлось изменить классическую для американского паровозостроения колёсную формулу, сделав «Allegheny» по типу 2-6-6-6.

За 3 года компания выпустила 60 подобных машин, которые работали на железнодорожных линиях штата Огайо и на Чипсекской железной дороге. Потом власти штата Вирджинии заказали ещё 8 локомотивов.

Паровозы класса H-8 были заняты в транспортировке угля. Максимально нагрузка, о которой завяли конструкторы, составляла 5 000 тонн. Но гигантские машины таскали составы в 10 000 тонн.

4

П38. СССР

П38. СССР

Из советских моделей самой мощной считается опытная серия П38, выпускаемая в 1954–1955 годах. Делали его конструкторы и рабочие Коломенского завода.

С весом 382,3 тонны он стал самым тяжёлым за всю историю российского и советского паровозостроения. В длину П38 достигал чуть больше 38 м. При мощности в 3 800 л.с. мог развивать скорость до 85 км/час.

Всего с конвейера сошло 4 опытных образца, а проект закрыли в связи с окончанием эры паровозной тяги в СССР. С 1958 года все четыре модели использовали как котельные в белгородской области. Ни одна опытная машина не сохранилась до наших дней.

5

АА. СССР

Andreev сс0

В детище советских конструкторов «Андрей Андреев» использовалось семь движущихся осей на одной жёсткой колёсной раме. Получился единственный в мире локомотив на паровой тяге с формулой 4-14-4.

Собирался он в 1934 г. на заводе в Луганске, и на то время на нём установили самый большой паровой котёл в Европе. Мощность машины составляла 3 700 л.с. После заводских проверок «АА» отправили на испытания в Москву.

Громоздкая махина разрушала железнодорожное полотно и постоянно сходила с рельсов. Приняли решение закрыть проект. Его списали, и он четверть века простоял в Щербинке, пока в 1960 г. его не утилизировали.

6

Я-01. СССР

Я-01 сс0

Этот паровоз-танк был изготовлен в 1932 г. на заводе в Манчестере, а вот окончательно собрали его на Пролетарском заводе Ленинграда. За всю историю использования паровой тяги на советских железных дорогах был единственным, в котором использовалась система сочленения Гаррат.

Длина Я-01 составляла 33,1 м, а сила тяги равнялась 25 000 кгс. Испытания проводились на экспериментальном кольце Челябинской железной дороги. Советские конструкторы предполагали, что система Гаррат увеличит мощность и давление в котле.

От проекта отказались, и паровоз списали в 1957 г., и, по всей видимости, порезали на металлолом.

7

QJ. Китай

QJ сс0

Один из лучших китайских паровозов выпускался в два периода, с 1956 по 1960 и с 1964 по 1988 г. Прототипами для создания мощной китайской модели послужили советские «ЛВ» и «ФД».

«QJ» развивал скорость свыше 80 км/час, а мощность равнялась 3 630 л.с. Впервые среди китайских локомотивов на нём была установлена механическая подача угля в топку. Паровозы этой серии проработали на Цзинтунских железнодорожных линиях до 2005 года. Когда их списали, весь мир заявил об окончании эры паровозов.

На сегодня сохранилось 17 моделей «QJ». Все они в великолепном состоянии, а некоторые и на ходу. Два из них находятся в США, а одни в музее Шпайера в Германии.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть очень интересная статья о китайском городе Харбине, который до сих пор считается самым русским в КНР. Этот город сильно связан с железной дорогой. Если не знаете почему, то переходите по ссылке.

8

ФД21. СССР

ФД21

Советские паровозы с заводским обозначением П1 и именем «Феликс Дзержинский» выпускали в СССР с 1931 по 1942 год. С момента утверждения проекта и до выхода готового паровоза из ворот Луганского завода прошло 170 дней, что стало мировым рекордом.

За историю производства испытал несколько модификаций, целью которых было улучшение манёвренности, а также увеличение мощности. Мог развивать скорость чуть выше 85 км/час, а мощность равнялась 3 100 л.с. Проект закрыли из-за неэкономичности.

Из 3 213 выпущенных машин, остаются на ходу 4 экземпляра, в том числе один в Китае. В качестве памятников установлено в разных городах России и стран СНГ 14 «ФД», а вот 11 машин выставлены в качестве экспонатов в музеях транспорта в России и за границей.

9

141 R «Libération». Франция

Самые мощные паровозы: 141 R «Libération». Франция

Паровоз с красивым названием «Освобождение» и колёсной формулой 1-4-1 был разработан французскими конструкторами, а выпускался на крупнейших заводах США.

Всего с 1945 по 1947 год с конвейеров сошло более 1 300 машин, а использовали их французы во всех своих колониальных владениях. Мощность локомотива составляла 2 925 л.с., и это была сама мощная модель в истории французского паровозостроения.

Первоначально использовали уголь, а потом перешли на мазут. Такой вид топлива позволил тягать более длинные составы.

Подведём итог

Самые мощные паровозы в мире

Американские паровозы класса 4 000 по прозвищу «Big Boy» входят не только в десятку лидеров по мощности, но и считаются самыми большими и тяжёлыми в мире. А вот самым дорогостоящим стал советский проект «ИС20-16». На его реализацию было затрачено 1,5 миллиона долларов. СССР принадлежит рекорд и по самому массовому локомотиву на паровой тяге, российско-советскому паровозу класса Э. За всю историю выпуска, с 1912 по 1956 год их было произведено 10,8 тысяч экземпляров. Если вам есть что добавить про самые мощные паровозы планеты, редакция TopCafe просит вам написать об этом в комментариях.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования 03 февраля 2019 года.

Оцените статью
Добавить комментарий

 

  1. Андрей

    Вам бы с терминологией ознакомиться. Что это за осевая формула такая: 4-14-4? 4 бегунковых колёсных пары, 14 движущих КП и 4 поддерживающих КП? Это сколько в длину такой паровоз будет? Как кривые проходить? Анриал какой-то.

    Ответить

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять