Архитектура средневековой Италии опиралась на римские традиции периода Античности, потому и не испытывала значительного влияния со стороны своих северных соседей. Готический стиль начал проникать в пределы Апеннинского полуострова только в конце XIV столетия, и не получил большого распространения, как в Германии и Франции. Но готическая архитектура Италии со своими конструктивными особенностями заняла своё обособленное место в мировой архитектуре.
- Экскурс в историю
- Конструктивные особенности готики Италии
- Готические здания Италии
- Палаццо Капитано дель Пополо
- Палаццо дель Комуне в Пьяченце
- Церковь Сан-Франческо в Ассизи
- Церковь Санта-Кьяра
- Собор в Фиденце
- Церковь Санта-Кроче
- Палаццо Публико
- Базилика Сант Андреа в Верчелли
- Палаццо Ка-д’Оро
- Санта-Мария Новелла во Флоренции
- Дворец Дожей
- Фонтан Маджоре
- Миланский собор
- Подведём итог
Экскурс в историю
Итальянская архитектура своими корнями глубоко укоренилась в античности, и потому для городов Италии характерными были тонкостенные сооружения с колоннадами. Любое отступление от своеобразного римского стиля считалось варварством, а также признаком нищеты и убожества.
В римском стиле были выстроены все средневековые базилики, а также величественные дворцы аристократии и богатых горожан XII–XIV веков. Но в социально-экономическое и культурное пространство Италии в конце XIV — начале XV столетий всё больше стали проникать традиции Севера. Среди этих нововведений был изысканный и утончённый готический архитектурный стиль.
Но итальянские зодчие старались при возведении своих шедевров старались опираться на местные традиции, отчего готика в Италии обрела свой особый, самобытный колорит.
Кстати, на нашем сайте Topcafe.su вы также можете познакомиться с английской готической архитектурой.
Конструктивные особенности готики Италии
Италия была политически раздроблена, и потому в архитектурном аспекте каждая область имеет свои региональные особенности.
Готика на Апеннинском полуострове более сдержана, нежели во Франции и Германии. Стрельчатые готические арки, окна-розетки, витражи стали использовать при строительстве культовых и светских сооружений, но основой по-прежнему оставался романский стиль.
Итальянские архитекторы не увлекались вертикалью, даже при возведении высокие остроконечные башни. Их больше заботила размеренность, а также декоративные конструкции фасадов, в которые они талантливо вписывали готические элементы.
Готические здания Италии
А теперь пришло время представить культовые и светские здания Италии, которые выстроены в готическом стиле, или имеют в своей конструкции готические мотивы и элементы. Некоторые из зданий возводились с такими элементами задолго до массового проникновения в итальянские города готического стиля.
13
Палаццо Капитано дель Пополо
На площади городка Орвието расположен один из старейших дворцов готического стиля, который начали возводить в 1250 году.
В его интерьере видны ещё признаки монументальной романтики, но здание поражает своей изысканностью и благородством. Фасад здания украшен огромными арками, поддерживающими первый этаж дворца. На втором этаже разместили большие окна, а балконы выходят на рыночную площадь.
В 1315 году к дворцу пристроили колокольню. В разное время дворец использовался как учебное заведение, театр, а после реставрации, проведённой в конце ХХ века, Палацо Капитано дель Пополо стал конференц-залом.
12
Палаццо дель Комуне в Пьяченце
В справочниках и туристических путеводителях часто употребляют и второе название этого сооружения, расположенного на площади Piazza Cavalli, Готический дворец.
Здание, в котором планировали разместиться чиновники городской управы, начали возводить в 1281 году. Средства на строительство выделил влиятельный городской коммерсант Альберто Ското. Он же пригласил лучших на то время архитекторов.
Итальянские зодчие мастерски вписали в монументальное здание стрельчатые арки и изысканные окна-розетки, характерные для классической готики. Готический дворец реставрировали в 1861 году, восстановив башню и зубчатые своды на крыше здания.
11
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Это красивое культовое сооружение стало началом нового периода в итальянской архитектуре, и поворотным моментом в развитии культурного развития Италии.
Выстроили эту прекрасную церковь в середине XIII столетия, и в своём облике она соединяет в себе романские и готические элементы. Нижняя часть выстроена по римским традициям, а вот верхние интерьеры роскошного храма выстроили с применением новых эстетических конструкций готики. Интересно, но это двойная церковь, одна из которой разместилась над другой.
Синтез стилей стал новым словом в итальянской архитектуре, а знаменита церковь ещё и своими великолепными фресками, изображающие популярные библейские сюжеты.
10
Церковь Санта-Кьяра
Базилика, освящённая в честь святой Клары, была выстроена в Неаполе в провансальско-готическом стиле, позже ощутила на себе влияние барокко.
Строительство главной монастырской церкви началось в 1310 году, а закончилось через 30 лет, в 1340. Король Роберт Мудрый инициировал строительство культового сооружения, чтобы сделать здесь усыпальницу правителей Анжуйской королевской династии. В эпоху Ренессанса закончили возведение колокольни, а также крытой колонной галереи, все элементы которой расписаны сценами из жизни Неаполя.
Сегодня это большой историко-религиозный комплекс, в который входят монастырские постройки, древние гробницы и уникальный археологический музей под открытым небом.
9
Собор в Фиденце
Автором проекта кафедрального собора в городке Фиденце стал знаменитый архитектор Бенедетто Ангелами. Именно он был первым, кто стал переходить на просторах Италии от приземлённого романского стиля к стремящемуся ввысь готическому стилю.
Туристов поражает изысканный фасад собора, и две величественные башни, стоящие справа и слева от главного входа. На стенах сохранились фрески древних мастеров, а в крипте церкви хранятся мощи покровителя сооружения Святого Доннино.
Выстроенный в XIII столетии собор стал поворотным пунктом в развитии религиозной архитектуры Италии, всё больше начинающей тяготеть к готике.
8
Церковь Санта-Кроче
Один из самых популярных и посещаемых гостями Флоренции памятников архитектуры Средних веков. Была построена в конце XIII – начале XIV века, а сейчас церковь Санта-Кроче самая крупная францисканская церковь.
Знаменита она не только изысканным готическим стилем, но и фресками. Нанесены на стены прославленным живописцем и архитектором Джотто ди Бондоне. А вот фрески главного алтаря расписаны Аньоло Гадди.
В росписи интерьеров церкви, капеллы и витражей принимали участие и другие известные итальянские художники, а скульпторы создали величественные скульптурные композиции, выставленные в нефах храма.
7
Палаццо Публико
Городской дворец в Сиене выстроен в 1297–1310 годах, и сейчас величественно возвышается над площадью Пьяцца дель Кампо в исторической части города.
Здание возводили в строгом соответствии с городским законом, по которому все сооружения, выходящие на площадь дель Кампо, должны были иметь единый стиль фасада. Архитектор Конте ди Ринфредо великолепно справился с заданием, и возвёл шедевр готической архитектуры, который и сегодня радует глаз местных жителей и гостей города.
Главным архитектурным памятником всего региона Тоскана является стройная башня Торре-дель-Манджа, входящая в комплекс дворца. Сейчас в красивом историческом здании располагаются муниципальные органы власти и исторический музей.
6
Базилика Сант Андреа в Верчелли
Романтика и готика вписались и в интерьеры базилики небольшого городка Верчелли. Историки и архитекторы считают, что это сооружение стало первым строением в готическом стиле на территории Италии.
Начали строительство в 1219 г., а завершили в 1227 г., выстроив на территории аббатства госпиталь. Сохранив основные черты романского стиля, в базилику включили и готические конструкции. В первую очередь, это нервюрный стрельчатый свод нефа, а также парящие контрфорсы.
На фасаде красуется расписное окно-розетка, характерное для готических сооружений. Примечательно, что облик архитектурного памятника практически не менялся с середины XV столетия.
5
Палаццо Ка-д’Оро
Красивейший Золотой дворец в Венеции, получил такое наименование из-за того, что в отделке интерьеров использовали сусальное золото. Итальянцы ещё называют готическое здание над каналом — Дворец Санта Софии.
Яркий пример венецианской готики возвели в самом начале XV века по заказу богатого патриция города Марино Контарини. Великолепный дворец возводили архитектор Джованни Бон и его сын Бартоломео. Ранее здесь стоял дворец в византийском стиле, и строительство Палаццо Ка-д’Оро ознаменовало новую эру в итальянской архитектуре.
Считается, что дворец в самобытной Венеции является самым красивым зданием, выстроенный в изысканном венецианском архитектурном стиле. Редакция TopCafe.su, пожалуй, не может не согласиться с этим.
4
Санта-Мария Новелла во Флоренции
Красивая церковь возвышается над одноимённой площадью в самом сердце Флоренции недалеко от городского вокзала, который также назван в честь Святой Марии.
Выстроили её на рубеже XIV–XV веков, а со временем она стала главной базиликой доминиканцев. Постройка сочетает элементы готики, а также раннего Ренессанса. Освятили её в 1420 году, а на фасаде была нанесена надпись на латыни, где упоминался строитель Джованни Ручеллаи, сын Паоло, и год завершения строительства.
В храме находится множество священных реликвий, а также произведения итальянской живописи и скульптуры.
3
Дворец Дожей
Есть в Венеции ещё один красивый памятник готической архитектуры, возвышающийся сегодня над площадью Святого Марка.
Дворец начали возводить в 1309 г., а основные работы были завершены в 1429 г. Считается, что автором проекта выступил Филиппо Календарио. Массивная верхняя часть дворца покоится на ажурных арках, из-за чего создаётся ощущение перевернутости здания.
К главному входу с внутреннего двора ведёт массивная лестница, названная «Лестницей гигантов». Сам же внутренний двор окружён колоннадой, а убранство и интерьеры здания поражают изысканностью и вычурностью декоративных элементов.
2
Фонтан Маджоре
Удивительное сооружение работы Николо Пизанни и его сына Джованни, которое расположено на площади Пьяцца-Гранде в Перудже.
Красивый фонтан, который питается от естественного родника, украшен великолепными скульптурами, ставшими величайшими произведениями скульптурной готики. Фонтан состоит из двух бассейнов, отделанных розовым камнем и белым мрамором.
Фонтан украшают фигуры женщин с сосудами, а статуи двух правителей Перуджи XIII столетия мэра Маттео Корреджио и главы городской коммуны Эрамано да Сассоферрато.
Читайте также: Удивительные готические места Москвы.
1
Миланский собор
Шедевр итальянской готической архитектуры выстроен в стиле, так называемой, пламенеющей готики из красивейшего белого мрамора. Начали строить его ещё в 1386 г, а официально объявили о завершении строительства в 1965 году.
Главной реликвией и объектом поклонения верующих является золотая статуя Мадонны, стоящая у главного алтаря. В росписи храма принимали участие художники Возрождения, а архитекторами ведущие итальянские мастера. По лестнице можно подняться на крышу, где для туристов оборудована смотровая площадка.
Наполеон был так поражён красотой собора, что решил короноваться именно в этом красивейшем здании Европы. Стоит также отметить, что по вместимости собор в Милане уступает в Европе только Севильскому собору.
Подведём итог
Готические соборы и знания Италии настолько самобытны, что вызывают удивление у архитекторов и историков. Историк искусства Пайль Франк, рассматривая здания Флоренции, воскликнул свою знаменитую фразу: «Неужели эта готика — на самом деле готика?». Но готические сооружения Италии отлично вписались в пейзажи итальянских городов, став неповторимыми визитными карточками и популярными среди туристов памятниками архитектуры.
Редакция TopCafe.su просит вас оставить пару слов в комментариях к этой статье. Напишите нравится ли вам готическая архитектура Италии? И если да, то какие именно сооружения вам по душе? И не забывайте подписаться на наш канал в Яндекс Дзене. Там нередко появляются интересные статьи, которые не публикуются на сайте.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования 27 декабря 2018 года.