Каждая средневековая крепость старалась построить въездные врата поизысканней, подороже, повыше, чтобы показать в какое чудесное место прибыл путник из дальних стран, купец, сельский житель. В середине прошлого тысячелетия по воротам судили о благосостоянии города, его могуществе и престиже.

Век пара принес существенные изменения. Города стали более открытыми, большое количество новых дорог стерли понятие единых «ворот города». В современные «крепости» на автомобиле можно въехать практически с любой стороны по сотне разных путей.

Сегодня, наибольшее число приезжих концентрируется на вокзалах. С девятнадцатого века огромные пассажиропотоки проходят по рельсам. Железнодорожные вокзалы стали новыми настоящими воротами городов. Часто первое, что видят гости в новом месте — станцию, на которую прибывает их состав, а встречают, как известно, по одежке.

Построить железнодорожный вокзал покраше, задача каждого, заботящегося о своем статусе города, а самые красивые ж/д станции расположены в колыбели этого вида транспорта — в Европе. Представляем лучших из них в нашем рейтинге.

 

10

Хельсинки-Центральный

Helsinki Central railway station

За 10 лет, с 1904 по 1914, по проекту Элиеля Сааринена был построен модерновый вокзал в столице Финляндии. Эмиль Викстрем украсил фасад здания гранитными скульптурами каменных гигантов. Медные элементы на фронте вокзала с годами приобрели благородный зеленый оттенок, добавляя сооружению особый шарм старины.

Helsinki Central railway station

В 1940 году для бывшего финского президента Калио Кюьости зал ожидания Центрального стал последним пристанищем. Он умер от сердечного приступа, возвращаясь с банкета по случаю своей отставки.

 

9

Центральный вокзал Амстердама

Amsterdam Centraal station

В 1889 году в Амстердаме был открыт один из красивейших вокзалов Европы. На двух башнях здания, построенного в стиле нео-ренессанс, красуются два циферблата: один показывает местное время, второй является, по сути, флюгером, указывающим направление ветра. С 1974 года, здание, неоднократно расширявшегося и реконструировавшегося вокзала, официально стало памятником архитектуры.

Amsterdam Centraal station

Удивительно, но местные неоднозначно относятся к своему вокзалу, считая, что построенная на трех искусственных островах станция, закрывает чудесный вид береговой линии. Тем не менее, тысячи туристов со всего мира ежегодно посещают, стоящий на 8687 сваях железнодорожный вокзал.

 

8

Главный вокзал Лейпцига

Leipzig Hauptbahnhof

Самый крупный вокзал Европы (площадь 83460 метров квадратных) был официально открыт 4 декабря 1915 года, хотя первый поезд по маршруту Лейпциг — Цайц отправился в мае 1912-го. Здание имеет не один, а два центральных входа куполообразной формы. Один принадлежал Саксонской железнодорожной службе, другой — Прусской. Во время Второй мировой войны вокзал был частично разрушен. Особенно досталось крыше здания. Но уже в 1945-ом из-за большой значимости станции через нее снова курсировали поезда, теперь социалистической ГДР.

Leipzig Hauptbahnhof

Огромный главный фасад здания (298 метров) смотрит на исторический центр города. Фотогеничный лейпцижский вокзал неоднократно становился декорацией для сцен из кинофильмов («Свет во тьме», «Господин никто»).

 

7

Вокзал Россиу

Россиу

Вокзал в Лиссабоне выполнен в стиле португальского ренессанса и представляет собой не отдельный объект, а целую архитектурную композицию. Жозе Монтейру, помимо вокзала, спроектировал примыкающий к нему отель — «Авенида». Многочисленные арки, скульптуры, контрфорсы и общая ажурность сооружения могут запросто запутать туристов, часто принимающих станцию за оперный театр. Внешне, на функциональное предназначение здания намекают лишь небольшие часы на фронтальной стене вокзала.

Россиу

Отдельно стоит отметить туннель длинной 2600 метров, по которому прибывают поезда на вокзал. Для 1881 года это был довольно смелый проект. Туннель Россиу считают одним из самых сложных архитектурных решений ХIX века.

С годами вокзал утратил статус «центрального» в столице Португалии, но остается одним из самых красивых сооружений в городе.

 

6

Вокзал Бенедиктинцев

Вокзал Бенедиктинцев

Гар де Бенедиктис в Лиможе своим огромным куполом и витражами напоминает стамбульский храм Святой Софии, что не удивительно, учитывая его религиозное прошлое. Бывший мужской монастырь бенедиктинцев решили использовать в более утилитарных целях в 50-ых годах ХIX века. От некогда могущественного ордена вокзал сохранил колокольню и богатое внутреннее убранство. Расположенное на сваях, здание вокзала возвышается над путями. Часы на высокой башне вызывают ассоциацию с лондонским Биг-Бэном.

Вокзал Бенедиктинцев

Четыре фигуры на куполе символизируют провинции Лимузен, Бретань, Гасконь и Турен, а такое же число статуи, впечатляющих размеров, на фасаде — Навигацию, Пар, Электричество и Механику.

 

5

Центральный вокзал Копенгагена

Центральный вокзал Копенгагена

Последняя капитальная перестройка произошла на вокзале датской столицы в начале прошлого века, в 1911 году. На открытие, по приглашению короля Кристиана Х, пожаловало 800 почетных гостей с разных стран Европы. На событие государственного масштаба пришли посмотреть и тысячи зевак со всего Копенгагена, а посмотреть было на что.

Центральный вокзал Копенгагена

И сегодня столицу Дании украшает творение архитектора Генриха Венка, выполненное в стиле классического романтизма, а огромные часы, расположенные над главным входом, и сейчас излюбленное копенгагенцами место для встреч.

 

4

Аточа

Аточа

Крупнейший вокзал Мадрида и Испании был открыт в 1892 году. Два отдельных павильона соединены между собой ажурной арочной крышей из кованого железа, накрытого стеклом площадью 6080 квадратных метров.

Аточа

В 1992 году рядом со старой, ставшей тесной постройкой девятнадцатого века, соорудили новое здание. Вековое сооружение, спроектированное знаменитым Густавом Эйфелем, сносить не стали. Его прозрачную крышу отчистили от копоти и устроили под ней нечто, напоминающее торговый центр: кафе, магазины, ночные клубы.

Но первое, что бросается в глаза сошедшим «на берег» пассажирам — зимний сад. Тропические растения и снующие на камнях рядом с журчащим ручьем черепахи совсем не то, чего ожидаешь от вокзала. Забота о маленьком рае посреди шумного города вынуждает соблюдать строгий круглогодичный температурный режим внутри здания вокзала — 24 градуса Цельсия.

 

3

Антверпен-Центральный

Antwerp Central Station

Один из самых красивых вокзалов Европы, расположенный в бельгийском Антверпене, все время своего существования ходит по лезвию. Сначала был отклонен первый проект здания (1894), после, разваливающийся вокзал хотели закрыть (1950) и даже когда вокзал признали памятником архитектуры (1975), его не спешили реконструировать.

Antwerp Central Station

Капитальная реставрация началась в 1998 году, а закончилась лишь через 11 лет, в 2009-ом. Реставраторы сохранили старый монументальный и эклектичный вид здания вокзала (75-метровый купол, башни, витражи), дополнив его современным терминалом из стекла и бетона. С одного входа антверпенский вокзал напоминает средневековый замок, с другой — типичную в ХХI веке «стекляшку». Богатое старинное внутреннее убранство из мрамора и стекла органично дополнено эскалаторами и многоуровневыми перронами.

Прекрасное творение Луи Деласензери, открытое без помпы в 1905 году, обрело новую жизнь, ежедневно привлекая, помимо обычных пассажиров, тысячи туристов.

 

2

Льеж-Гийемен

Liège

Испанец Сантьяго Калатрава, на примере еще одного бельгийского вокзала, показал, что из металла, стекла и бетона можно творить настоящие архитектурные чудеса. Строительство здания третьего по счету льежского вокзала было завершено в 2009 году. Все 13 лет, которые длилась реконструкция, железнодорожная станция продолжала функционировать.

Liège

Волнообразная изогнутая крыша, белый бетон 32-метровых арок, цилиндрические стеклянные лифты-капсулы создают, по-настоящему футуристический пейзаж. Снаружи здание вокзала напоминает то ли развевающееся на ветру покрывало, то ли атакующую кобру.

Фасада у вокзала, как такового, нет. Навес — более подходящая характеристика для Льеж-Гийемен. Открытая конструкция здания позволяет использовать минимальное количество искусственного освещения. Площадь стеклянного покрытия составляет 32000 квадратных метров, максимально рассеивая дневной свет.

 

1

Сент-Панкрас и Гар-дю-Нор

Сент-Панкрас

На фото: Сент-Панкрас

При первом взгляде на лондонский вокзал Сент-Панкрас возникает полное впечатление, что это, как минимум, резиденция королевы Елизаветы. Огромное здание в викторианском неоготическом стиле украшают сотни узких арочных окон с пестрыми колоннами. Крышу венчают острые шпили башен, в самую большую из которых, встроены огромные вокзальные часы.

Сент-Панкрас

На фото: Сент-Панкрас

Внутри вокзала украшением служат несколько бронзовых статуй, но самое большое впечатление оставляет огромный арочный свод над перроном. В свое время (1873) дебаркадер, который покрывает железная конструкция, был самым большим в мире.

Сегодня, в спроектированном Вильямом Барлоу вокзале снуют скоростные поезда Eurostar сообщением Лондон — Париж.

Сент-Панкрас и Гар-дю-Нор

На фото: Северный вокзал

На другой конечной станции поезд Eurostar прибывает на выполненный в форме триумфальной арки Северный вокзал Парижа. Фасад открытого в 1864 году вокзала украшают 8 больших статуй, символизирующих европейские города в которые ходили в ХIX веке поезда из Гар-дю-Нор (они повыше) и 12 маленьких статуй ассоциирующихся с городами для внутреннего сообщения.

Гар-дю-Нор

На фото: Северный вокзал

Парижский вокзал спроектировал архитектор Жак-Иньяс Хитторф. Его творение самая узнаваемая железнодорожная станция в мире. Здесь снимались сцены для фильмов «Код да Винчи», «Идентификация Борна», «Двенадцать друзей Оушена», «Мистер Бин на отдыхе».

Ежегодно Гар-дю-Нор обслуживает 180 миллионов пассажиров, являясь самым большим по данному показателю вокзалом Европы.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here