Удивительная история города Харбина — русского города в Китае

Харбин История

Любой город на планете, как и государство, имеет свою историю, наполненную разнообразными событиями. Некоторые города ведут свою историю со времен существования первых цивилизаций, а некоторые совсем молодые. К таким вот относительно молодым городам относится и Харбин. Перевернем сегодня пожелтевшие архивные страницы, и пред нами предстанет история Харбина, пусть и недлинную, но насыщенную событиями.

 

Этимология. Что означает слово «Харбин»

История Харбина: Этимология названия города

Российские историки так до конца и не определили, что же буквально означает название города, поэтому представим несколько утвердившихся в лингвистике и истории версий.

Первая говорит о том, что это слово не китайского происхождения, а иероглифы, которыми название наносится на бумагу, означает «высокий берег». Другие лингвисты считают, что «ха-эр-бин» в китайском языке означает «веселая (красивая, хорошая) могила».

Вторая версия основана на монгольском происхождении названия города. Такой вывод можно сделать потому, что на монгольском «хабара» означает баранью лопатку. Они говорят, что холм, на котором вырос новый город, с высоты птичьего полета имеет такие очертания.

Третья версия переводит название города на основе двух маньчжурских слов, означающих «брод», «переправа».

 

Чжурчжэньское государство Цзинь

Чжурчжэньское государство Цзинь. CC0

В Х–XV столетиях территории, на которых впоследствии вырос красавец Харбин заселяли племена чжурчжэни, а городское поселение на месте современного города было столицей Чжурчжэньского государства.

Просуществовало государство с 1115 по 1235 год, и было разрушено монгольскими племенами. Не повезло этносу с соседями, и первые столкновения с монголами состоялись еще в период правления в Монгольской империи Чингисхана. В течение 20 лет чжурчжэни мужественно защищались, но не смогли выстоять под напором сильнейшей на тот момент армии мира.

Уникальная народность сошла с этнической карты планеты. Потомки славного этноса проживали на этих территориях вплоть до середины XVII столетия. О встрече с ними писал в своих записках русский исследователь Дальнего Востока Ерофей Хабаров.

 

Основание города

История Харбина: Станция Харбин. CC0

В конце XIX века западные державы стали проявлять повышенную активность в Дальневосточном регионе, что не могло не беспокоить Россию. Чтобы защитить восточные рубежи, а главное, быстро перебросить войска, в 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги.

Карта Манчжурии

Составной частью этой магистрали стала Трансманьчжурская железная дорога, которая должна была пройти вдоль Амура по территории Манчжурии. На таком варианте настоял министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте.

История Харбина: Строительство железной дороги

Строительство дороги началось в августе 1897 года, а в 1898 году была выстроена железнодорожная станция Харбин. Сначала это был посад, заселенный русскими рабочими, а затем в нем расквартировали военный гарнизон.

Кстати, о самых красивых ж/д вокзалах мира на TopCafe.su есть очень интересная статья.

 

Первые фото:

Первые фото

Фото первых бараков основателей, 1898 г.

 

Генерал

На фото: Стрелка показывает нам генерала Александра Алексеевича Гернгросса, начальника гарнизона Харбина. За оборону города он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

СвиягинОдним из основателей города стал выдающийся российский инженер-путеец, исследователь Сибири и Дальнего Востока, руководитель строительством КВЖД Николай Сергеевич Свиягин. Именно от него зависело то, где и как будет построена железная дорога. Он занимал высшие должности во многих сферах деятельности. Но во время революции ему пришлось покинуть Родину. Сначала он отправился в Крым, оттуда уехал в Италию, позже переехал в Хорватию. А в 1924 году его пригласили вернуться в Харбин, где он продолжил работу на КВЖД и работал до конца жизни.

История Харбина

В Харбине начало действовать множество торговых предприятий, в том числе знаменитая российская торговая фирма «Чуркин и Ко». Специально для нее выстроили великолепный дом в центре города.

История Харбина

 

Оборона Харбина 1900 года

Полицейские Харбина

Малоизвестный факт российской истории, который по праву может занять свое место в зале славы побед русского оружия. Китайцы попытались захватить город, с целью контроля всего участка строящейся железнодорожной магистрали.

Повредив 27 июня телеграфное сообщение, китайские войска начали подготовку к штурму. Предвидя такое развитие событий, Начальник харбинской Охранной стражи генерал-майор А. Гернгросс выслал из города часть мирного населения, и взял на себя командование обороной.

Панихида в Харбине

На фото: Панихида по погибшим во время осады, 1900 г.

На тот момент в Харбине было сосредоточено около 3 300 человек, мужественно приготовившихся к отражению атак китайских войск, общей численностью более 8 тыс. человек.

Всего было предпринято три атаки и все они были успешно отражены защитниками города. 16 июля 1900 года предприняв последний штурм, китайские войска с большими потерями были вынуждены отступить.

А о том, как обстоят дела в современных армиях мира читайте нашу статью про самые мощные армии!

 

1901–1917 гг

Пристань Харбина

В 1901 году Харбин стал штаб-квартирой Заамурского пограничного округа. В городе, кроме китайской администрации, начала действовать русская администрация и полиция.

Харбин быстро расстраивался, появлялись новые кварталы, началось строительство православных храмов. Тяжелый период харбинцы пережили в 1910–1911 годах, когда город был охвачен эпидемией чумы.

История Харбина: Чума

Борьба с эпидемией затруднялась тем, что две администрации, российская и китайская, не могли согласовать свои действия, а также несовершенством китайских законов.

Чума

Чума

Население города после чумы значительно сократилось, но край быстро развивался, и в годы Первой мировой войны сюда приехало много переселенцев. К 1917 году численность жителей превысила отметку в 100 тыс., из которых около 40 тыс. были русскими. Но что интересно, кроме китайцев и русских, согласно переписи, проживали представители 53 стран, и только 11% жителей были коренными уроженцами Харбина.

 

«Белая эмиграция»

История Харбина: Белая эмиграция

Известный факт, что многие представители русского дворянства не приняли Октябрьскую революцию, и были вынуждены эмигрировать. К 1924 году русских жителей Харбина было уже более 100 тыс. человек.

1924

Это было уникальное явление в истории северокитайского города. Жить в Харбине русским было относительно легко, так в начале 1920-х годов возвели большое количество православных храмов, функционировала целая сеть школ с русским языком обучения, в том числе и Высшие учебные заведения, принимавшие в студенты только выходцев из России.

Студенты

В период между двумя мировыми войнами город стал островком дореволюционной российской жизни, где пытались сохранить старые дворянские традиции в условиях заграницы.

 

Вторая мировая война

Японская оккупация

На фото: Армия Японии вошла в город, 1932. На заднем плане Свято-Николаевский собор.

В 1931 году Маньчжурия была оккупирована японскими войсками, и на ее территории начался жестокий террор, из-за чего русские стали покидать Харбин. Отношения между Советским Союзом и Японией начали обостряться, и в этой ситуации СССР продает часть акций КВЖД японскому правительству.

Русские Фашисты

 

В период японской оккупации здесь действует ячейка Русских Фашистов

Весь период войны Япония была занята на Тихоокеанском театре военных действий, а в Маньчжурии размещалась японская армия. Только 19 августа 1945 года десантники 9-ой воздушной армии выбили японцев из города. После входа в Харбин основных советских сил, тут начала действовать временная военная советская администрация.

СА

На фото: Советская армия входит в Харбин, 1945

Не каждый город может гордиться тем, что на его улицах прошел Парад Победы. 16 сентября 1945 года в Харбине прошёл военный парад Победы, командовал которым генерал-лейтенант Константин Казаков. Принимал парад дважды Герой Советского Союза Афанасий Белобородов.

История Харбина: памятник советскому солдату

На фото: Памятник советским воинам-освободителям

В память о советских воинах на одной из площадей возвели красивый памятник. Китай и сегодня чтит и помнит подвиг советского воина, спасшего мир от фашизма и японского милитаризма.

 

1945–1955 гг.

1946

Осенью 1945 и в начале 1946 года Харбин полностью контролировался военной администрацией, а в апреле 1946-го был передан под управление коммунистической партии Китая.

Он стал вторым крупным городом в Китае, население которого превышало 700 тыс. жителей, который контролировался коммунистами. Именно в Харбине во время Гражданской войны разместился Маньчжурский революционный штаб. Город сыграл важную роль в победе коммунистов.

История Харбина: Мостовая

С приходом коммунистов Харбин стал административным центром китайской провинции Сунцзян, а с 1954 — столицей провинции Хэйлунцзя, чем и остается до сих пор.

В городе работало советское консульство, закрытое после разрыва отношений в 1962 году. Окончательно отношения между КНР и Советским Союзом испортились в 1969 году после военного конфликта на Даманском острове.

 

Культурная революция 1966–1976 гг

Культурная революция

В конце 60-х первой половине 70-х годов ХХ столетия Китай захлестнули события культурной революции, направленные на борьбу с оппозицией.

Не обошла стороной культурная революция и Харбин. Как и во всем Китае, здесь бесчинствовали молодежные банды, которые жестоко расправлялись с инакомыслящими, а также крушили памятники истории и архитектуры.

Культурная революция

Великолепные золотокупольные храмы, столько лет украшавшие город, были разрушены. Ценности разворовывались, из города выгонялись православные священники и представители других религий. Многие русские были вынуждены покинуть свои дома и эмигрировать из Китая.

В этой сложной ситуации русская община отстояла только храм Святой Софии, который и сейчас является одной из главных достопримечательностей Харбина.

Всю ответственность за перегибы и ошибки культурной революции в 80-е годы возложили на одного человека — Мао Цзэдуна. Таким образом, Компартия Китая сохранила свою власть в условиях рыночной экономики.

Читайте также: Самые большие храмы в мире.

 

Харбин в конце ХХ — начале XXI столетий

Харбин

Современный Харбин — это ультрасовременный мегаполис, где наравне с новыми небоскребами прекрасно уживаются строения начала ХХ столетия, и памятники архитектуры последующих эпох.

Город давно стал китайским центром вертолетостроения, ведь в его черте расположен крупнейший завод фирмы «Harbin Aircraft Industry Group», производящий как гражданские, так и боевые вертолеты.

Harbin Z9

Вертолёт Harbin Z9. Источник фото: Photo: POA(Phot) Owen King/MOD / OGL v1.0

Мягкий умеренный климат способствовал созданию здесь курортных зон и естественных природных парков. А вот температура в Харбине в течение года может колебаться от -23,1°C до +36°C.

Центральная площадь

Город полон достопримечательностей и красивых мест, а центральная площадь Харбина, на которой гармонично сочетаются здания разных эпох, стала естественным отображением истории этого великолепного и красивого китайского города.

 

«Русский Харбин»

В завершение, естественно, следует упомянуть о таком понятии, как «русские харбинцы». Это несколько поколений русских переселенцев, живших в Харбине на протяжении всей его истории.

Русский город

Первыми жителями стали строители железной дороги, а к 1913 году Харбин, по сути, был российской колонией. Вторая волна русских хлынула в город после революции 1917 года.

Русские харбинцы

В 1955 году Никита Хрущев передал Харбин Китайской Народной Республике, белоэмигранты были отправлены в лагеря, а их потомки были вынуждены покинуть город. К началу 60-х годов в Харбине оставалось не более 900 русских, а в 1990 их насчитывалось всего 22 человека.

Никифорова Ефросинья

На фото: Никифорова Ефросинья.

В 2006 году в Харбине скончалась последняя женщина, прибывшая в город еще в трагические времена белой эмиграции Никифорова Ефросинья.

Русская диаспора

На современном этапе развития русская община Харбина значительно возросла, а 28 мая русские харбинцы празднуют «День Харбина». Именно в этот день 28 мая 1898 года на пароходе «Благовещенск» на место будущего города прибыли первые русские поселенцы.

 

Интересные факты:

И как вишенку на торте, TopCafe.su представит несколько удивительных фактов о Харбине:

  • Самый известный факт заключается в том, что это единственный китайский город, основанный русскими;
  • В российских документах можно встретить второе название города. Во время строительства железной дороги и начала ее функционирования Харбин называли станция Сунгари-первая, по имени реки, впадающей в Амур;
  • Самой русской улицей здесь остается улочка Zhongyang, на которой сохранились традиционные русские особняки с уникальной архитектурой;
  • Фестиваль льда, ежегодно проводимый в Харбине, посещают более 1,5 млн посетителей, что является абсолютным рекордом по числу посещений подобных фестивалей в Европе;
  • На русском кладбище Хуаншань стоит монумент времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Памятник установлен на могиле капитана второго ранга А. А. Корнильева, командира корабля «Решительный», первым принявший бой с японской эскадрой. Рядом были плиты с именами русских солдат, скончавшихся от ран в Дворянском госпитале Харбина.

Фестиваль льда и снега. CC0

На фото: Фестиваль льда и снега.

Вот мы и познакомились со славной историей китайского города, основанного русскими во время строительства железнодорожной магистрали. Сегодня это один из красивейших городов Китая, в котором чудесным образом переплелись различные культуры и национальные традиции разных народов и этносов, проживающих в северо-восточной части китайского государства. Редакция TopCafe надеется, что рассказанная нами история Харбина вам очень понравилась. Пишите ваши мысли по теме в комментариях.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в апреле 2018 года.

Оцените статью
Добавить комментарий

 

  1. Дмитрий Николаевич

    Здравствуйте! Это сейчас Харбин красивый город, а в 1933г. когда родился мой отец Буторин Николай Иванович 1933 г р., был оккупирован японцами и жизнь не была такой радужной. Было убийство моего деда и отъезд семьи в Шанхай. Сейчас ищу знакомых и друзей Буториных, и родню, которая разъехалась по континентам, но все это бесполезно — дела давно минувших дней. А ведь дед инженер КВЖД , и бабушка в своей благотворительностью спасла многих эмигрантов, но когда документы пытаешься найти, -полная блокировка. Хотя, у отца было желание вновь вернуться в Харбин — наверное ностальгия.

    Ответить
    1. Андрей Смолин

      Уважаемый Дмитрий Николаевич, здравствуйте ! Я тоже полюбил Харбин, поскольку в 1945 году у меня в этом городе воевал против японцев отец и рассказывал мне о Харбине. В годы службы в Армии я бывал на границе с Китаем и изучал соседнюю страну. А после службы я учился в МГУ и на 5-м курсе начал выезжать в Харбин и вести работы на КВЖД. Потом я получил диплом и преподавал в университете Харбина. Русских в городе осталось тогда немного. Но, ныне другие времена и я надеюсь, что Россия будет представлена в Харбине хорошо. Сам я уже на пенсии и вспоминаю свою жизнь и работы на железных дорогах России и Китая.

      Ответить

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять