Исходя из данных статистики самолёты самый безопасный транспорт, но и здесь случаются катастрофы. В силу специфичности авиации аварии самолётов сопровождаются большим числом жертв. Случались аварии в авиации и в СССР, но многое тогда засекречивалось. Сегодня открыты все архивы, и в нашем небольшом обзоре Топ-8 самых трагических авиакатастроф в истории авиации Советского Союза.
8
Трагедия Ли-2
Модель военного самолёта Ли-2 с бортовым номером «42» по личному распоряжению Василия Сталина был закреплён за хоккейной командой ВВС СССР.
В 6 часов утра 7 января 1950 года команда вылетела на нём на очередной матч, который должен был состояться в городе Челябинске. Из-за плохой погоды аэродром в городе был закрыть, и садиться было невозможно. Пилоты приняли решение посадить машину в Свердловске. Над городом кружила метель и сильный ветер, и при заходе на посадку Ли-2 разбился.
Причинами катастрофы назвали и ошибки диспетчеров, которые задерживали посадку военного борта, сажая сначала пассажирские самолёты. Сильный удар о землю не оставил шансы на спасение, всем, кто был на борту. Похоронили их в братской могиле, у посёлка Кольцово. Всеволод Бобров проспал, и не попал на самолёт. Второй тренер хоккейной команды был отправлен за Бобровым, что и спасло ему жизнь. В живых остался и капитан команды Виноградов, которого дисквалифицировали, и с командой в Челябинск он не полетел.
7
Упал на детский сад
Военный Ан-24Т, дислоцировавшийся на одной из военных баз Балтийского флота, 16 мая 1972 года совершал запланированный полёт. В сложных метеоусловиях экипаж военный самолёт зацепил крылом верхушку дерева, и машина упала на детский садик в небольшом курортном городке Светлогорск. В результате жуткой аварии все восемь членов экипажа погибли. Но ужас ещё и в том, что жертвы были и на земле. В детском учреждении жертвами крушения военного самолёта стали 23 воспитанника и 3 сотрудника.
Причины катастрофы установили сразу. Облёт радиолокационных станций совершался на низкой высоте, и в условиях плохой видимости пилот не заметил дерева. Трагедия потрясла всех жителей города, а причиной стал всё тот же пресловутый человеческий фактор.
6
Приговор Ан-10
Во время перелёта из Москвы в Харьков у самолёта модели Ан-10А оторвалось крыло. В результате машина потеряла управление, и упала недалеко от города Харьков.
На злополучном рейсе в Харьков летело 114 пассажиров. Обслуживали самолёт восемь членов экипажа. Остаться в живых при падении с такой высоты было невозможно.
Среди летевших была делегация детей из ГДР и сопровождавшие их сотрудник МИД СССР и журналисты. Был на борту известный актёр и мастер пародий Виктор Чистяков.
Причиной аварии стала трещина, образовавшаяся в результате усталости металла.
Такие явления в то время ещё не исследовались. Это стало самой крупной катастрофой самолётов этого типа, и после неё Ан-10 пассажирские рейсы не обслуживали и были сняты с эксплуатации.
5
Взрыв бомбы
Нельзя обойти вниманием и такое явление, как угоны самолётов. Естественно, в сводку новостей такие события не попадали, и о них не сообщали в программе «Время». Но то, что произошло в небе на подлёте к аэродрому Читы, стало самым крупным террористическим актом в истории СССР.
18 мая 1973 года самолёт Ту-104А совершал рейс 109 из Москвы в Читу с двумя посадками, в Новосибирске и Иркутске. В Иркутске поменяли экипаж. Примерно в половине четвёртого ночи экипаж сообщил диспетчеру, что из салона поступило требования на смену курса, а потом на пульт девять раз поступал код об опасности. После девятого сигнала связь с пассажирским бортом под номером 109 прекратилась.
Утром вертолётчики нашли обломки самолёта, а после расследования установили, что на борту взорвалась бомба. Её пронёс на борт преступник, пытавшийся угнать военное судно. Погибли 72 пассажира, 8 членов экипажа и сотрудник МВД, сопровождавший рейс.
4
Ту-134
В небе над УССР Крупная авария произошла 11 августа 1979 года. В небе над городом Днепродзержинск Украинской ССР на большой высоте врезались друг в друга два Ту-134. Весь трагизм заключался в том, что в одном из лайнеров летела на игру футбольная команда из Ташкента «Пахтакор».
Всего в результате крупной аварии погибло 178 человек. После долго расследования причиной столкновения рейса № 7626 и рейса № 7880 назвали ошибку диспетчера, который определил для лайнеров один воздушный коридор.
Только из-за того, что на борту одного из Ту-134 находились члены ФК «Пахтакор», событие получило широкий резонанс в обществе. Трагедия недалеко от Днепродзержинска стала крупнейшей по числу жертв в истории советской авиации в результате воздушного столкновения двух лайнеров.
О самых опасных самолётах в мире вы сможете узнать также в статье на нашем сайте TopCafe.su
3
Сбитый Боинг-747
В воздушном пространстве над территорией СССР 1 сентября 1983 года был сбит Боинг-747, принадлежавший Южнокорейским авиалиниям. Это стало самой большой катастрофой в Советском Союзе с иностранным воздушным судном.
Самолёт-нарушитель отклонился от заявленного курса на 500 километров, и был сбит в районе острова Сахалин. По заявлению властей Южной Кореи на борту было 246 пассажиров. Лайнер обслуживали 26 членов экипажа. Во время инцидента лайнер упал в море, а все люди погибли.
Рейс КЕ 007 был сбит самолётом Су-15 ракетой системы «воздух-воздух». После этого США и другие страны Запада прекратили сотрудничество с «Аэрофлотом». СССР и западные специалисты провели отдельные расследования, но к единому выводу так и не пришли. Загадки, связанные с происшествием в небе над Сахалином, не разгаданы до сих пор.
2
Страшная трагедия
Ту-154Б-2 10 июля 1985 года взлетел с полосы аэропорта Карши, совершая регулярный рейс через Уфу в Ленинград. Набрав предельную для этого типа самолётов высоту 11 600 м, как показала аппаратура, а потом пропал с радаров.
Как потом выяснили, лайнер неожиданно начал терять скорость, тяги двигателей не хватало, и самолёт свалился в плоский штопор. Обломки нашли недалеко от города Учкудук. Крупнейшая авиационная катастрофа за всю историю развития авиации Советского государства по числу жертв унесла жизни 200 человек. Самое страшное, что на рейсе было много детей.
Общее падение самолёта с высоты составило 2 минуты 33 секунды. Основной причиной крушения следственная группа назвала ошибку пилотов, управлявших Ту-154. Экипаж отклонился от требований РЛЭ, и технические характеристики лайнера не позволили справиться с возникшими проблемами. TopCafe.su нашёл и неофициальную версию причин аварии, согласно которой это был малый отдых пилотов между рейсами.
1
Последняя авиакатастрофа в СССР
Завершим наш обзор последней аварией в истории авиации Советского Союза, которая произошла 17 сентября 1989 года.
В этот день в небе над городом Железногорск пассажирский Як-40 столкнулся с военным вертолётом МИ-8. Экипаж Як-40 повёл самолёт на посадку, но среди облаков, на высоте примерно 400 метров не увидел военный борт. Погибло 7 членов экипажа Ми-8 и все 33 человека, находящиеся на борту пассажирского лайнера.
Следственная комиссия сделала вывод, что основной причиной аварии стали несогласованные действия наземных диспетчеров, которые начали сажать самолёт и вертолёт в одном воздушном коридоре.
В завершение
Подытоживая, отметим, что причинами большинства катастроф в авиации назван человеческий фактор. На втором месте технические неисправности, но и здесь пресловутый человеческий фактор, ведь собирают и ремонтируют самолёты обычные люди. Самое ужасное, что авиационный транспорт, как и любой другой, не застрахован от террористических актов. Были они и в Советском Союзе, но в силу специфичности государственного режима, обществу об этом не сообщалось.
Редакция сайта ТопКафе просит вес написать в комментариях какие ещё авиакатастрофы в СССР Вы помните?
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования 29 апреля 2019 года.