Сегодня скоростные железнодорожные экспрессы развивают скорость 200 км/час и выше, а начиналось все с тихоходных паровозных повозок, работавших в горных рудниках. Из-под земли первые паровозы вышли на поверхность, став самым популярным транспортом. Перелистаем странички истории, чтобы представить нашим читателям самые интересные факты о паровозах.
1
- В начале пути…
- Locomotion № 1
- Первая железная дорога
- Лошадь или паровая машина
- Император-кочегар
- Под землей
- Упорядочение времени
- Первая жертва
- В военных операциях
- Спальные вагоны
- Необычное столкновение
- Трудолюбивые «овечки»
- «Иосиф Сталин»
- Импортный вариант
- Самый массовый
- Самый безопасный транспорт
- Неповоротливый «Андрей Андреев»
- Рекордсмены
- Музеи
- Старожилы
- Подведём итог
В начале пути…
Прототипом паровоза стала паровая тележка, сконструированная и испытанная в 1769 году французским инженером Николя Жозе Конью.
А вот первый рельсовый локомотив изобрел Ричард Тревитик. И было это в 1801 году. В 1812 Джордж Стефенсон начинает создавать свои удивительные паровые машины, став в один ряд с первыми изобретателями паровозов.
Англичанин стал отцом железнодорожного сообщения, а изобрёл первый паровоз в России Ефим Черепанов вместе со своим сыном Мироном в 1833 году.
О самых мощных паровозах мира вы сможете прочитать также на нашем сайте TopCafe.su.
2
Locomotion № 1
Паровоз «Движение» стал первым в мире, протянувшем за собой вагоны. Его начали эксплуатировать в 1827 году. Через 3 года котел взорвался, и при этом погиб машинист.
Пока «Локомотив» под номером 1 ремонтировали, изобретатели уже придумали новые, более совершенные машины. Небольшой паровозик повозили по техническим выставкам, а потом он стал раритетным музейным экспонатом.
3
Первая железная дорога
В 1825 году между английскими городами Стоктон и Дарлинг проложили первое железнодорожное полотно. По нему «промчал» паровоз, за плечами которого было 33 вагона.
Английские паровозы трудились и на первой железной дороги Российской империи, связавшей в 1837 году Царское Село с вокзалом Санкт-Петербурга.
4
Лошадь или паровая машина
С 1830 года в штате Огайо начали курсировать конки. Лошади тянули небольшие вагончики по железнодорожным рельсам.
Изобретатель Питер Купер сконструировал паровой двигатель на колесной платформе, назвав свое изобретение «Tom Thumb» — «Мальчик с пальчик».
Сразу же провели соревнование, где лошадь выиграла только потому, что у паровозика, разогнавшегося до 29 км/час, порвался ремень. Но всем стало очевидно, что лошадиная тяга уходит в прошлое.
5
Император-кочегар
Не только Петр I рубил корабли на судоверфях, но и император Николай I прославился неординарными поступками.
В 1816 году во время визита в Англию, будущий император встретился с тем, кто изобрел паровоз. Он упросил Джорджа Стефенсона прокатиться на его детище, но вот только занял не пассажирское место, а встал у топки в качестве кочегара.
6
Под землей
В 1863 году под улочками и площадями Лондона промчался первый подземный локомотив. Фотографий не сохранилось, но зрелище было впечатляющим. Паровоз, словно огнедышащий дракон заполнял подземный тоннель клубами пара, а в темноте из котла вырывались языки пламени.
7
Упорядочение времени
Люди земли давно привыкли к часовым поясам. Такое деление земного шара обусловило появление железнодорожного сообщения.
Необходимо было составлять расписание движения, для чего в Англии установили единое для всех городов время по Гринвичу. Потом такая система распространилась по всему миру.
8
Первая жертва
В 1830 году толпа народа встречала открытие железнодорожного сообщения между Ливерпулем и Манчестером. В суматохе на рельсы упал Вильям Харкинсон, и погиб под колесами паровоза. Член Британского парламента так и вошел в историю как первая жертва на железной дороге.
9
В военных операциях
В ходе Гражданской войны в США, более развитый экономически Север, широко использовал паровозы для переброски войск к линии фронта.
За 11 дней из Вашингтона к месту сражения в штате Джорджия было доставлено более 20 тыс. солдат. Историки отмечают, что использование поездов на паровой тяге стало одним из факторов победы Севера над Югом.
Кстати, о самых интересных достопримечательностях США для туристов на нашем сайте TopCafe.su есть интересная статья.
10
Спальные вагоны
Первые вагоны были мало приспособлены для ночных поездок, пока в начале 60-х годов XIX столетия Джордж Пульман не представил миру свои комфортабельные вагоны «Пионер» и «Спрингфилд».
Тело убитого террористом президента Авраама Линкольна возили по северным штатам в похоронном поезде, а спальные вагоны Пульмана заняли жена и близкие. Так, смерть президента США прорекламировала первые комфортные спальные вагоны.
11
Необычное столкновение
В американском штате Огайо произошла странная авария, в которой паровоз протаранил пароход. Случилось это накануне Первой мировой войны в 1913 году.
Река Миссисипи разлилась, а машинист повел поезд по залитым водой рельсам, и неожиданно на его пути встал пароход. История не сохранила данные о пострадавших, но случай, действительно, забавный.
12
Трудолюбивые «овечки»
В 1912 году на заводах России начался выпуск паровозов из серии «Ов». Из-за серийных букв их стали называть «Овечки». По эксплуатационным данным считались самыми неприхотливыми и редко ломались. Некоторые такие «овечки» проработали на просторах Отечества до середины 1950-х годов.
13
«Иосиф Сталин»
Советский гигант стал не только одним из самых мощных и больших паровозов СССР, но и самым дорогостоящим проектом. На его создание было потрачено около 1,5 млн. долларов, что в то время было баснословной суммой.
14
Импортный вариант
Во время войны СССР с блоком фашистских стран чертежи советских машин были доставлены на заводы США, где и начался массовый выпуск паровозов.
Это были известные машины класса Е и Ша. Несколько таких локомотивов после войны эксплуатировались в Финляндии, где их называли по имени президента Соединенных Штатов 1945-1953 годов «Трумэн».
15
Самый массовый
Локомотив из серии «Э» стал самым массовым серийным паровозом. За все время производства с конвейеров сошло почти 11 тысяч экземпляров.
Его очень полюбили кинематографисты, и практически в каждом историческом фильме можно встретить трудягу серии «Э». Он тянул вагоны, по которым бежал Василий Лановой в «Офицерах», а герой Алексея Баталова в «Летят журавли» уезжал на таком паровозе на фронт.
16
Самый безопасный транспорт
Несмотря на катастрофы, железнодорожный транспорт считается самым безопасным. Первые аварии паровозов начались еще в XIX веке. Все они поначалу были связаны с несовершенством дорог, техническими поломками и, конечно, человеческим фактором.
17
Неповоротливый «Андрей Андреев»
В 1934 года с конвейера сошел советский магистральный локомотив, длина которого составляла 21 м. Это был единственный в мире паровоз с семью подвижными осями, а всего их было 11.
Из-за своих габаритов он просто не вписывался в крутые повороты, и мог работать только на прямых перегонах. По этой причине его и сняли с производства. Простоял он на запасном пути, а в 1960 единственный сохранившийся экземпляр порезали на металлолом.
18
Рекордсмены
Завершим наш обзор категорией «Самые-самые». Самый быстрый паровоз в мире это «LNER A4 4468 Mallard». В 1938 году максимальная скорость, которую он развил, остановилась на отметке 202,7 км/час.
В 1941 году появился американский «UP Big Boy» класс 4000, ставший самым мощным паровозом в истории паровозостроения. «Big Boy» стал и самым большим паровым локомотивом, а вот «Пыхтящий Билли», выставленный в музее Лондона, считается самым старым.
19
Музеи
Самый большой музей, где собрано 80 экземпляров паровозов, находится в Санкт-Петербурге. Самому старому паровозу, выставленному в музее, более 100 лет. Это «Ов-6640», выпущенный на Путиловском заводе еще в 1902 году.
Есть здесь и немецкие паровозы-танки, на которых воевали в годы Первой мировой войны. Многие старые паровозы въехали на постаменты, став своеобразными памятниками времени. TopCafe.su приглашает всех жителей и гостей Санкт-Петербурга посетить этот прекрасный музей. Ну а жители Сибири могут посетить Новосибирский музей железнодорожной техники.
20
Старожилы
Производство паровозов прекратилось во всех странах мира. Первыми от них отказались США, потом СССР и другие государства. Последней страной, где еще эксплуатируют паровые железнодорожные машины в промышленных целях, является Китай.
В остальных странах их используют только в туристических целях на экскурсионных маршрутах. Швейцарские конструкторы даже наладили выпуск таких туристических паровозов.
Подведём итог
Красивые и мощные машины, пусть и недалекое, но прошлое человечества. Но вот есть красивая русская поговорка «Бежать впереди паровоза». И как можно заметить, многие изобретатели действительно намного опередили свое время, создав удивительные железнодорожные транспортные средства, способные развивать большую скорость, а также перевозить тяжелейшие грузы и пассажиров.
Редакция сайта ТопКафе просит Вас написать в комментариях какие факты о паровозах Вас больше всего удивили.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования 21 марта 2019 года.