Сегодня скоростные железнодорожные экспрессы развивают скорость 200 км/час и выше, а начиналось все с тихоходных паровозных повозок, работавших в горных рудниках. Из-под земли первые паровозы вышли на поверхность, став самым популярным транспортом. Перелистаем странички истории, чтобы представить нашим читателям самые интересные факты о паровозах.

 

1

 В начале пути…

В начале-пути

Прототипом паровоза стала паровая тележка, сконструированная и испытанная в 1769 году французским инженером Николя Жозе Конью.

А вот первый рельсовый локомотив изобрел Ричард Тревитик. И было это в 1801 году. В 1812 Джордж Стефенсон начинает создавать свои удивительные паровые машины, став в один ряд с первыми изобретателями паровозов.

Англичанин стал отцом железнодорожного сообщения, а изобрёл первый паровоз в России Ефим Черепанов вместе со своим сыном Мироном в 1833 году.

О самых мощных паровозах мира вы сможете прочитать также на нашем сайте TopCafe.su.

 

2

 Locomotion № 1

Locomotion № 1

Паровоз «Движение» стал первым в мире, протянувшем за собой вагоны. Его начали эксплуатировать в 1827 году. Через 3 года котел взорвался, и при этом погиб машинист.

Пока «Локомотив» под номером 1 ремонтировали, изобретатели уже придумали новые, более совершенные машины. Небольшой паровозик повозили по техническим выставкам, а потом он стал раритетным музейным экспонатом.

 

3

 Первая железная дорога

Первая железная дорога

В 1825 году между английскими городами Стоктон и Дарлинг проложили первое железнодорожное полотно. По нему «промчал» паровоз, за плечами которого было 33 вагона.

Английские паровозы трудились и на первой железной дороги Российской империи, связавшей в 1837 году Царское Село с вокзалом Санкт-Петербурга.

 

4

 Лошадь или паровая машина

Лошадь или паровая машина

С 1830 года в штате Огайо начали курсировать конки. Лошади тянули небольшие вагончики по железнодорожным рельсам.

Изобретатель Питер Купер сконструировал паровой двигатель на колесной платформе, назвав свое изобретение «Tom Thumb» — «Мальчик с пальчик».

Сразу же провели соревнование, где лошадь выиграла только потому, что у паровозика, разогнавшегося до 29 км/час, порвался ремень. Но всем стало очевидно, что лошадиная тяга уходит в прошлое.

 

5

 Император-кочегар

Император кочегар

Не только Петр I рубил корабли на судоверфях, но и император Николай I прославился неординарными поступками.

В 1816 году во время визита в Англию, будущий император встретился с тем, кто изобрел паровоз. Он упросил Джорджа Стефенсона прокатиться на его детище, но вот только занял не пассажирское место, а встал у топки в качестве кочегара.

 

6

 Под землей

Под землей

В 1863 году под улочками и площадями Лондона промчался первый подземный локомотив. Фотографий не сохранилось, но зрелище было впечатляющим. Паровоз, словно огнедышащий дракон заполнял подземный тоннель клубами пара, а в темноте из котла вырывались языки пламени.

 

7

 Упорядочение времени

Упорядочение времени

Люди земли давно привыкли к часовым поясам. Такое деление земного шара обусловило появление железнодорожного сообщения.

Необходимо было составлять расписание движения, для чего в Англии установили единое для всех городов время по Гринвичу. Потом такая система распространилась по всему миру.

 

8

 Первая жертва

Первая жертва

В 1830 году толпа народа встречала открытие железнодорожного сообщения между Ливерпулем и Манчестером. В суматохе на рельсы упал Вильям Харкинсон, и погиб под колесами паровоза. Член Британского парламента так и вошел в историю как первая жертва на железной дороге.

 

9

 В военных операциях

В военных операциях

В ходе Гражданской войны в США, более развитый экономически Север, широко использовал паровозы для переброски войск к линии фронта.

За 11 дней из Вашингтона к месту сражения в штате Джорджия было доставлено более 20 тыс. солдат. Историки отмечают, что использование поездов на паровой тяге стало одним из факторов победы Севера над Югом.

Кстати, о самых интересных достопримечательностях США для туристов на нашем сайте TopCafe.su есть интересная статья.

 

10

 Спальные вагоны

Спальные вагоны

Первые вагоны были мало приспособлены для ночных поездок, пока в начале 60-х годов XIX столетия Джордж Пульман не представил миру свои комфортабельные вагоны «Пионер» и «Спрингфилд».

Тело убитого террористом президента Авраама Линкольна возили по северным штатам в похоронном поезде, а спальные вагоны Пульмана заняли жена и близкие. Так, смерть президента США прорекламировала первые комфортные спальные вагоны.

 

11

 Необычное столкновение

Необычное столкновение

В американском штате Огайо произошла странная авария, в которой паровоз протаранил пароход. Случилось это накануне Первой мировой войны в 1913 году.

Река Миссисипи разлилась, а машинист повел поезд по залитым водой рельсам, и неожиданно на его пути встал пароход. История не сохранила данные о пострадавших, но случай, действительно, забавный.

 

12

 Трудолюбивые «овечки»

Трудолюбивые «овечки»

В 1912 году на заводах России начался выпуск паровозов из серии «Ов». Из-за серийных букв их стали называть «Овечки». По эксплуатационным данным считались самыми неприхотливыми и редко ломались. Некоторые такие «овечки» проработали на просторах Отечества до середины 1950-х годов.

 

13

 «Иосиф Сталин»

Иосиф Сталин

Советский гигант стал не только одним из самых мощных и больших паровозов СССР, но и самым дорогостоящим проектом. На его создание было потрачено около 1,5 млн. долларов, что в то время было баснословной суммой.

 

14

 Импортный вариант

Импортный вариант

Во время войны СССР с блоком фашистских стран чертежи советских машин были доставлены на заводы США, где и начался массовый выпуск паровозов.

Это были известные машины класса Е и Ша. Несколько таких локомотивов после войны эксплуатировались в Финляндии, где их называли по имени президента Соединенных Штатов 1945-1953 годов «Трумэн».

 

15

 Самый массовый

Самый массовый

Локомотив из серии «Э» стал самым массовым серийным паровозом. За все время производства с конвейеров сошло почти 11 тысяч экземпляров.

Его очень полюбили кинематографисты, и практически в каждом историческом фильме можно встретить трудягу серии «Э». Он тянул вагоны, по которым бежал Василий Лановой в «Офицерах», а герой Алексея Баталова в «Летят журавли» уезжал на таком паровозе на фронт.

 

16

 Самый безопасный транспорт

Самый безопасный транспорт

Несмотря на катастрофы, железнодорожный транспорт считается самым безопасным. Первые аварии паровозов начались еще в XIX веке. Все они поначалу были связаны с несовершенством дорог, техническими поломками и, конечно, человеческим фактором.

 

17

 Неповоротливый «Андрей Андреев»

Неповоротливый «Андрей Андреев»

В 1934 года с конвейера сошел советский магистральный локомотив, длина которого составляла 21 м. Это был единственный в мире паровоз с семью подвижными осями, а всего их было 11.

Из-за своих габаритов он просто не вписывался в крутые повороты, и мог работать только на прямых перегонах. По этой причине его и сняли с производства. Простоял он  на запасном пути, а в 1960 единственный сохранившийся экземпляр порезали на металлолом.

 

18

 Рекордсмены

Рекордсмены

Завершим наш обзор категорией «Самые-самые». Самый быстрый паровоз в мире это «LNER A4 4468 Mallard». В 1938 году максимальная скорость, которую он развил, остановилась на отметке 202,7 км/час.

В 1941 году появился американский «UP Big Boy» класс 4000, ставший самым мощным паровозом в истории паровозостроения. «Big Boy» стал и самым большим паровым локомотивом, а вот «Пыхтящий Билли», выставленный в музее Лондона, считается самым старым.

 

19

 Музеи

Музеи

Самый большой музей, где собрано 80 экземпляров паровозов, находится в Санкт-Петербурге. Самому старому паровозу, выставленному в музее, более 100 лет. Это «Ов-6640», выпущенный на Путиловском заводе еще в 1902 году.

Есть здесь и немецкие паровозы-танки, на которых воевали в годы Первой мировой войны. Многие старые паровозы въехали на постаменты, став своеобразными памятниками времени. TopCafe.su приглашает всех жителей и гостей Санкт-Петербурга посетить этот прекрасный музей. Ну а жители Сибири могут посетить Новосибирский музей железнодорожной техники.

 

20

 Старожилы

Старожилы

Производство паровозов прекратилось во всех странах мира. Первыми от них отказались США, потом СССР и другие государства. Последней страной, где еще эксплуатируют паровые железнодорожные машины в промышленных целях, является Китай.

В остальных странах их используют только в туристических целях на экскурсионных маршрутах. Швейцарские конструкторы даже наладили выпуск таких туристических паровозов.

 

Подведём итог

Самые интересные факты о паровозах

Красивые и мощные машины, пусть и недалекое, но прошлое человечества. Но вот есть красивая русская поговорка «Бежать впереди паровоза». И как можно заметить, многие изобретатели действительно намного опередили свое время, создав удивительные железнодорожные транспортные средства, способные развивать большую скорость, а также перевозить тяжелейшие грузы и пассажиров.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here