На планете Земля по разным оценкам насчитывается от 2 до 8 млн насекомых, но только 1 млн научно описан и квалифицирован. В среднем наука описывает около 20 новых видов насекомых ежедневно. Многие насекомые приносят вред, но их масштабное уничтожение, как показывает история, может привести к непоправимым экологическим последствиям. Проведем небольшое исследование, чтобы разобраться, почему так важны насекомые в живой природе.

Вопросы эволюции

Окаменелость гигантской стрекозы

На фото: Окаменелые останки гигантской стрекозы в камне.

Для начала рассмотрим, как же на планете Земля появились и где живут насекомые. По мнению энтомологов, они стали первыми наземными животными, научившимися дышать кислородом. Хотя споров о происхождении насекомых в научном мире ещё очень много. Вероятнее всего, насекомые отделились около 400 млн лет назад от ракообразных.

Муравей в Янтаре

Появление трахейного дыхания стал важным ароморфозом, обеспечивший выход насекомых на сушу, а вот у насекомых, оставшихся жить в воде, сформировалась двойная система дыхания. У паразитирующих в организмах других животных и человека нет дыхательной системы, и они дышать всем телом.

Интересный Жук

Так, где же обитают насекомые? Приспособленность насекомых к условиям внешней среды позволила им расселиться по всей планете. Отдельные виды встречаются даже в суровом климате Антарктиды. О самых интересных фактах про Антарктиду на topcafe.su мы опубликовали статью.

Разнообразие

Комары

На фото: Комар.

Среди важнейших отрядов насекомых выделяют две большие группы. Это виды с полным превращением, и вторая группа, включающая насекомых с неполным превращением.

Разделение тела на три части, а также усики и фасеточные глаза это важнейшие признаки насекомых. К тому же, зрение играет наиболее важную роль у ночных, а вот дневные насекомые ориентируются в пространстве и с помощью других органов.

Макрофото

Поразительной особенностью насекомых выступает их необычайное разнообразие. Летающие, ползающие, бегающие, плавающие, все они выполняют свою роль в живой природе.

Топ 10 примеров важности насекомых

А теперь непосредственно к полезности этих маленьких обитателей планеты.

Опылители

Невероятно, но 80% всех растений в мире, опыляются насекомыми. Это результат тысячелетней совместной эволюции живых организмов.

Растения всяческими уловками привлекают своих опылителей. Аромат, форма и раскраска цветка, пыльца, эфирные масла — все это привлекает летающих и ползающих. Но и у насекомых в ходе эволюции выработались свои особые приспособления для сбора пыльцы. У бабочек и пчелиных особые хоботки и волоски, у шмелей — щеточка и корзинка, расположенные на задних лапках.

Почвообразование

Многие виды великолепные разрыхлители почвы. Передвигаясь в земле, они меняют структуру почвы, производят ее аэрацию. Как показали исследования, плодородные почвы образуются в основном под действием насекомых.

Сапрофаги вовлекают в круговорот веществ растительные остатки. Они пропускают через себя почву, делая ее зернистой. Экскременты большинства видов обогащают землю гумусом и минеральными солями.

Санитары

Насекомые Санитары

Санитарную роль в живой природе приняли на себя многие виды. Это жуки-навозники, большое число мух, кожееды. Многие виды отлично разрушают растительные остатки, опавшие листья, хвою, ветки, кору.

В водоемах насекомые, а также их личинки поедают отложившиеся на дне гниющие органические вещества, тем самым очищая воду. Комары-дергуны и другие виды водоплавающих являются великолепными биоиндикаторами чистоты воды пресных водоемов.

Читайте также: Самые опасные комары в мире.

Пищевая цепочка

Насекомые, как самая многочисленная группа живых организмов планеты, важное звено пищевой цепочки. Ими питаются многие виды рыб, птиц, земноводные и пресмыкающиеся.

Красивые насекомые

В эту пищевую пирамиду входят и млекопитающие. Многие виды грызунов не прочь полакомиться жуками, тараканами. Охотятся на них и скорпионы, многие виды пауков, фаланги, сенокосцы. Да и среди насекомых есть хищники, называемые энтомофаги, которые поедают другие виды.

Наука

Насекомые в науке

Все виды, даже причиняющие ущерб растениям, играют важную роль в науке. Часто их используют в качестве организмов моделей, для исследований в различных научных направлениях. Они важные элемент экосистем, а потому ценны для изучения взаимодействия видов.

Бабочки широко применяются в изучении навигации, борьбы с вредителями сельскохозяйственных полей. Многие виды изучают в связи с изменениями климата, эволюционными процессами. Важны они и в такой перспективной области, как генетика.

В кулинарии

Пицца из насекомых

Еще индейцы Америки высоко оценили вкус и полезные питательные свойства многих видов членистоногих. Жуки, червяки и муравьи прочно вошли и в рацион питания населения Азии. Возможно, это перспективное направление в решении продовольственных проблем человечества.

Личинки муравьев

На фото: съедобные личинки муравьев.

Коричневые черви повсеместно продаются на рынках азиатских стран в качестве питательного и полезного продукта. Чтобы они избавились от запаха почвы, перед продажей их кормят кукурузной мукой. А вот сверчки, и многие виды жуков по калорийности и пищевой ценности не уступают мясу и другим, богатым белками, продуктам.

Есть мнение, что в будущем употребление насекомых в качестве еды будет лишь расти, завоевывая новые рынки.

Хозяйственная важность

Тутовый шелкопряд

На фото: Личинки и коконы тутового шелкопряда.

Первое, что сразу вспоминается в этой области — это шелководство. Тутового шелкопряда специально выращивают для использования в производстве шелка.

Божьи коровки

Многие виды используются для борьбы с вредителями. Так, божьи коровки выбрасывают над виноградниками, чтобы они поедали тлю. А наездники широко применяются для регулирования численности вредителей. Хотя в живой природе «полезный» и «вредный» понятия довольно условные.

Используют их и для борьбы с сорными растениями. Для этого в некоторые части земли специально завозят определенные виды, которые поедают вредные растения.

Эстетическая ценность

Бабочки

Порхающие бабочки, жужжащие трудолюбивые пчелы, парящие над водой стрекозы, все это красота живой природы. Многие виды жуков, бабочек широко используются ювелирами для создания украшений.

Пчелы в геральдике

Насекомых часто используют в геральдике. Например, пчелу можно встретить на гербах многих городов мира.

Образ бабочки используется в рекламе и маркировке, как символ экологической чистоты продуктов. В Средневековой геральдике были элементы, изображающие насекомых на гербах городов и рыцарских щитах.

Крылья стрекозы

Нельзя не упомянуть использование эстетики в медицине. Сегодня в профилактике и лечении психических расстройств широко применяют созерцание бабочек и других красивых летающих видов.

В культуре

Жук скарабей

Еще в седой древности люди поклонялись многим видам членистоногих. Жук-скарабей был священным в Древнем Египте. Индейцы Америки обожествляли богомола, а жители Индии преклоняются перед черными муравьями. В католицизме священной считается божья коровка, олицетворяемая с образом Девы Марии.

У многих народов мира они встречаются в мифах и легендах. Насекомые часто выступают героями литературных произведений. Они упоминаются, начиная со строк Священного Писания до фантастических рассказов современных писателей.

Кстати, у нас на topcafe.su есть увлекательная статья о гигиене Древнего Египта.

Здоровье человека

Пчелиный яд

В этой области многие, паразитирующие в организме человека виды, приносят вред и выступают разносчиками опасных болезней. Но есть существенные «но».

Некоторые виды насекомых, а именно их личинки, великолепно заживляют открытые раны. Личинкотерапия использовалась в полевых госпиталях Первой мировой войны, когда личинки, в условиях дефицита антисептиков, очищали раны от нагноения и мертвых тканей. Даже из личинок тутового шелкопряда получают вещество для изготовления лекарства от болезней сердца.

Муравьи

Пчелиный яд широко используют для лечения многих заболеваний, от артрита до рассеянного склероза. С артритом справляется и яд муравьев. В фармакологии используют мозг тараканов для создания эффективных антибиотиков. Китайцы в борьбе с кашлем используют отвар их кошенильных жуков.

В заключение

Почему полезны насекомые

Вот мы и узнали, какие насекомые приносят пользу, а главное — какую важную роль они играют в круговороте веществ. Любое нарушение цепочки может привести к катастрофе планетарного масштаба, потому все живое, пусть и самое маленькое играет важную роль в жизненном цикле всей планеты.